Кошелева Мария Сергеевна, учитель - логопед

Интересные научные открытия

Теме: «Есть такая профессия - изобретатель».

Группа: подготовительная.

Возраст: 6 - 7 лет.

Форма проведения: фронтальное занятие.

Цель: развитие патриотических чувств и формирование положительного отношения к результатам труда человека.  

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- обогащать знания о роли технического прогресса для общества;

- дать представление о профессии изобретателя;

- продолжать совершенствовать речь  детей, обогащать словарный запас.

Коррекционно – развивающие:

- развивать умения применять полученную информацию в практической деятельности;

- продолжить развивать грамматический строй речи;

- способствовать развитию творческих способностей с помощью эмоций, мимики, жестов;

- развивать творческое мышление, умение рассуждать, воображение, любознательность.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать чувства гордости за изобретения ученых, сделанные в нашей стране;

- воспитывать  умение слушать друг друга;

- побуждать доводить начатое дело до конца.

Этапы занятия:

1. Организационный (2 минуты).

2. Основной  (26 минуты).

3. Заключительный этап (2 минут).

 

 

 

Ход занятия:

1. Организационный этап. (2 минуты).

Дети заходят в кабинет логопеда и останавливаются возле стола, на котором стоит макет необитаемого острова.

Логопед: Ребята, представьте, что мы очутились на необитаемом острове,  и у нас совсем ничего нет. Покажите с помощью мимики лица чувство страха. (Дети показывают). Что мы будем делать? Ведь нам нужно жилье, одежда, питание. Как нам выжить на острове?

Ответы детей: позвать на помощь, привлечь внимание пролетающих самолетов с помощью большого костра, построить лодку или сделать самолет.

Логопед: Я с вами согласна, что можно придумать (изобрести) что – то необходимое. Но для того, чтобы что – то изобрести, совсем не обязательно находится на необитаемом острове. Предлагаю вам занять свои места.

2. Основной этап. (26 минут).

Логопед: Ребята, а вы знаете кто такие изобретатели?

Ответы детей: Изобретатели – это люди, которые придумывают разные интересные и важные вещи.

Логопед:  Изобретатель – это профессия человека. Это такой же человек, как и мы с вами. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Изобретателя можно иначе назвать творческим человеком, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».

Логопед: Перечислите, какие изобретения вы знаете.

Ответы детей: Велосипед, телевизор, машина, и т.д.

Логопед: Скажите, а вы хотели бы стать изобретателями?

Ответы детей: Да!

Логопед: Как вы думаете, каким должен быть изобретатель, чтобы придумать что – то нужное и полезное?

Ответы детей: Изобретатель должен быть очень умным, любознательным, внимательным, находчивым.

Логопед: Верно. Вот сейчас мы и проверим, есть ли у вас такие качества и готовы ли вы к тому, чтобы стать настоящими изобретателями.

Логопед: Сначала узнаем, насколько вы любознательны.

Логопед: Прежде чем начать изобретать,человеку нужно много учиться и хорошо разбираться в том, с чем он работает. А как вы думаете, у кого или у чего учились самые первые в истории люди - изобретатели?  На что они смотрели, прежде чем изобрести различные вещи? (5 минут).

Ответы детей: На солнце, на деревья, на животных.

Логопед: Первые изобретатели подолгу наблюдали за животными и растениями, (демонстрация мультимедийной презентации). Слева изображены различные изобретения человека. Справа – изображения животных и растений, за которыми наблюдал человек, когда изобретал эту вещь. Подумайте и соотнесите  картинки.

Дидактическая игра: «Найди пару», (дети соотносят изобретения с картинками растений и животных, объясняя свои ответы). (6 минут).

Ответы детей (с помощью взрослого): Птица - самолёт, у самолета есть крылья и птица летает с помощью крыльев.  Стрекоза – вертолёт, лопасти вращения у вертолета напоминают крылья стрекозы. Одуванчик - парашют, парашют похож на семена одуванчика. Холодильник - снег, снег это холод, в холоде могут длительное время храниться продукты. Акула - подводная лодка, подводная лодка плавает под водой и по внешнему виду похожа нам акулу. Репейник - липучки, липучки крепко прилипают к одежде. Светоотражатели – глаза животных, которые видят в темноте. Покажите с помощью мимики лица чувство удивления.

Логопед: Молодцы ребята, справились. Вы – очень любознательны, потому что задаете много вопросов.

Логопед: Особую гордость вызывают изобретения, сделанные в нашей стране (демонстрация мультимедийной презентации). (4 минуты).

 Приведу примеры: Александр Степанович Попов изобрел радио, Борис Львович Розинг изобрел телевизор, Ефим Михеевич Артамонов создал первый в мире велосипед, Александр Федорович Можайский построил первый в мире самолет в натуральную величину, и еще множество других изобретений. Покажите с помощью мимики лица чувство восторга.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру: «Один - много». Я буду называть одно изобретение, а вы - много изобретений. (1 минута).

Логопед - дети: Велосипед – велосипеды, телевизор – телевизоры, автомобиль – автомобили, утюг – утюги, лампочка - лампочки, компьютер – компьютеры, вертолет – вертолеты, телефон – телефоны.

Логопед: Сейчас проверим, насколько вы внимательны, а заодно и подвигаемся.

Физкультминутка: «Покажи то, что  я назову». (2 минуты)

Логопед называет различные изобретения, дети показывают их без слов.

Примеры: самолет, телевизор, роликовые коньки, очки виртуальной реальности, батут, велосипед.

Логопед: Молодцы, с заданием на внимательность вы тоже справились. Сейчас проверим, насколько вы умны. Давайте представим, что есть список самых ненужных изобретений. Как вы думаете, какие изобретения могут войти в этот список?

Игра: «Самые ненужные изобретения». (4 минуты).

Логопед: Я назову первая, а вы продолжите. Например, была бы бесполезна расческа без зубчиков.

Ответы детей: Стул без ножек, тарелка без дна, бумажная подводная лодка, стеклянная шапка, бесцветные краски, фонарик без света, не острые ножницы.

Логопед: Молодцы! Вы проявили себя очень умными ребятами. Да, к тому же, ваши ответы были очень веселыми. Покажите с помощью мимики лица чувство радости.

Логопед: Последнее задание для вас. Узнаем, насколько вы находчивые.

У вас на столах лежат конверты. В них находятся различные картинки. Придумайте из нескольких предметов, изображенных на картинках одно изобретение.

Игра: «Я - изобретатель». (4 минут).

Ответы детей: Телефон с расческой (телефон + расческа), перчатки с фонариком, обувь с обогревателем, подушка с будильником, шоколадная тарелка.

Логопед: Да, это было нелегко, потому что много чего уже изобретено. Но вы справились и с этим заданием.

3. Заключительный этап. (2 минуты).

Логопед: Я вас поздравляю и награждаю медалями «Будущему ученому - изобретателю». Я вам желаю в будущем стать знаменитыми изобретателями. Только не забывайте, какие качества для этого в себе необходимо воспитывать.

Рефлексия.

Логопед: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что показалось вам самым интересным? Какое задание запомнилось вам больше всего? Что было для вас самым сложным?

Технические средства:

Другие дидактические материалы: макет «Необитаемый остров», мультимедийная презентация «Найди пару», мультимедийная презентация «Изобретатели – гордость нашей страны»,  конверты (картинки: шоколад, тарелка, телефон, расческа, перчатки, фонарик, ботинки, обогреватель, будильник, подушка), медали «Будущему ученому - изобретателю».  

18 марта 2023 в 13:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.