Кошелева Мария Сергеевна, учитель - логопед
Развитие правильного речевого дыханияРазвитие речевого дыхания у ребенка с нарушениями речи Актуальность Дыхание выполняет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: не проговаривание окончаний слов, «смазанность». За очень непродолжительное время работы с детьми с нарушениями речи, я уже столкнулась с данной проблемой. Детям очень сложно выработать сильную, длительную воздушную струю воздуха. Отсюда уже вытекает проблема звукопостановки. В связи с этим, я решила разработать рекомендации для воспитателей группы и родителей воспитанников по формированию речевого дыхания у детей. Запланированы индивидуальные консультации с детьми и их родителями. Подготовлены пособия и картотеки для развития правильного речевого дыхания. Правила Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. 1. Нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение. 2. Темп движений должен соответствовать темпу детского дыхания, выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания. 3. Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении. 4. Не заниматься после еды. 5. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений. 6. Не заниматься если есть заболевания органов дыхания в острой стадии. 7. Выполнять упражнения по подражанию. 8. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить сидя или стоя. 9. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук груди: чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались. 10. Воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге. 11. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох. 12. Совершать выдох длительно и плавно, не толчками. 13. Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы. Этапы постановки речевого дыхания. Цель первого этапа - улучшение функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот. Цель второго этапа - выработка более глубокого вдоха и длительного выдоха. Ниже представлены примеры упражнений. 1. Игра «Ветерок»: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку, на листочки, на салфетку, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом: Очень жаркий день-денечек.
2. Игра «Птичка лети»: учить продолжительному и целенаправленному ротовому выдоху (не надувая при этом щеки). Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом: Птичка летала,
Взрослый «сажает» птичку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее. 3. Игра «Покачай игрушку»: формировать диафрагмальное дыхание. Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается. 4. Игра «Ароматные коробочки»: формировать носовой вдох. Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …). Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей. 5. Игра «Зайка»: различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха. Цель третьего этапа - развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребенок тянет на выдохе сначала гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И), затем согласные (М, Н, Л, Р, Ш, Ж…) , максимально долго. Цель второго этапа - развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из двух - четырех слов, поговорки и скороговорки. Цель пятого этапа - формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Если родители будут следовать данным рекомендациям, формируя у ребенка правильное речевое дыхание, процесс звукопостановки пойдет гораздо быстрее. А, соответственно и речь ребенка станет понятнее и чище. 14 марта 2023 в 23:01
Прикреплённые файлы:Документ: Развитие правильного речевого дыхания Описание файла:Файл называется: razvitie-rechevogo-dyhanija-u-rebenka-s-narushenijami-rechi_1t6bb.docx Это официальный файл организации «Кошелева Мария Сергеевна, учитель - логопед», в нём содержится Развитие правильного речевого дыхания. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.